МоЯ СемьЯ Форум для стильных и активных мам. Будущих и настоящих

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Мой малыш. от 0 до Года.

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

Первый месяц

Пройдет всего лишь неделя-другая, и ориентировочные зрительные реакции ребенка станут еще более развитыми - новорожденный трехнедельного возраста обычно уже способен фиксировать взглядом более или менее крупные неподвижные предметы - лицо взрослого человека, например. Попробуйте приблизиться к лежащему на спине малышу на расстояние 40-50 см и привлечь его внимание разговором , а потом замолчать, оставаясь неподвижным - и Вы увидите, как маленький человек тоже замрет, затормозит свои и без того не особенно быстрые движения, при этом внимательно, даже испытующе вглядываясь в Ваше лицо. Этот взгляд, между прочим, обладает гипнотической силой - не одна тысяча новоиспеченных отцов, в реальной жизни занимающихся делами жесткими и совершенно лишенными всяких сантиментов, таяла под этим строгим испытующим взглядом, как тает снег под апрельским солнцем. Равнодушно выдержать пристальный взгляд недавно родившегося человека не может никто - если не верите, попробуйте сами.

К концу первого месяца жизни новорожденный уже совсем неплохо владеет зрительным слежением - если Вы попробуете повторить тест с яркой погремушкой, описанный выше, то к собственной радости, увидите, как малыш легко фиксирует игрушку взглядом и успешно “провожает” ее глазами вправо и влево на расстояние до 30-40 см, ловко поворачивая при этом голову в нужную сторону. И движения глазных яблок ребенка уже намного более плавные и координированные.

Не менее эффективно “набирают обороты” и реакции, запускаемые с другого сенсора новорожденного - органов слуха. Если Вы встанете вне поля зрения ребенка 10 дней от роду, и на расстоянии 35-40 см несколько раз хлопнете в ладоши, то здоровый малыш отреагирует на звуковой раздражитель вздрагиванием и миганием. Нечего и говорить, что за прохождение этого теста ребенка следует похвалить вдвойне - хотя бы потому, что сами взрослые не очень-то любят резкие звуки, возникающие вне пределов видимости.

К третьей неделе жизни новорожденный придает звукам внешней среды гораздо большее значение - они интенсивно учат его головной мозг принимать первые решения. Если ребенок беспокоен, громко плачет или выражает свою неудовлетворенность хныканьем, попробуйте погреметь, простите за тавтологию, погремушкой, находясь вне поля зрения малыша. Или запеть. Или громко продекламировать отрывок из какого-нибудь сочинения Маяковского. Уже через несколько секунд маленький человек успокоится - его “бортовой компьютер” изменит приоритеты. Лежать тихо и прислушиваться малыш будет в течение нескольких секунд, после чего, возможно, примет решение вновь продолжить демонстрацию своей неудовлетворенности бытием - еди эта неудовлетворенность действительно имеет веские причины (кушать хочется, например:) А к концу первого месяца жизни слуховое сосредоточение ребенка на посторонних звуках станет еще более выраженным, достигая целых 10 - 15 секунд! Поверьте, это немало - даже полчаса времени, уделенные Вам самим генеральным секретарем ООН, стоят меньше, чем секунды внимания, подаренные мамам-папам месячными отпрысками.

Тесты, оценивающие зрительные и слуховые ориентировочные реакции, имеют довольно важное значение, поскольку позволяет родителям убедиться в том, что соответствующие сенсоры малыша работают нормально.

К концу первого месяца жизни малыши обычно радуют родителей не только прогрессирующим улучшением работы сенсоров - куда более приятным бывает обнаружение первых положительных эмоциональных реакций ребенка на родительское присутствие. Месячный грудничок уже способен практически “сознательно” улыбаться матери или отцу в ответ на повторные ласковые обращения к его, малыша, драгоценнейшей персоне:) Внимание, новоиспеченные папы! Постарайтесь непременно заполучить этот замечательный приз раньше мам - мало что в этом мире настоящий мужчина может счесть более значимым достижением, чем первая в жизни улыбка ребенка, адресованная именно отцу. Добейтесь этого - и, честное слово, не пожалеете. Рецепт же достижения успеха довольно прост: нужно лишь стараться проводить с малышом значительную часть своего свободного времени. И не жалеть собственной мимической мускулатуры - чем больше Вы будете улыбаться ребенку, тем скорее он ответит Вам аналогичным образом.

Иногда родителям месячного ребенка может даже посчастливиться услышать… его смех. Чего и говорить, это бывает очень приятным - но, если этого не случилось в первый месяц, поводов для расстройства у мам и пап нет абсолютно никаких. В конце концов, у Вас впереди еще целая жизнь с малышом, и в Ваших силах сделать так, чтобы смех ребенка не был редкостью.

А еще ребенок первого месяца жизни пытается поднимать и удерживать голову, если его выложить на живот (и плоскую, умеренно мягкую поверхность). Кое-кому даже удается удержать голову в течение нескольких десятков секунд. Кроме того, уже месячные груднички частенько пробуют “говорить” - издают отдельные звуки в ответ на настойчивые приглашения взрослого к “разговору”… В общем, достижениями первый месяц жизни отнюдь не обделен. И пусть некоторые из вышеперечисленных умений в той или иной степени имелись у малыша еще во внутриутробном периоде, это не в счет: свидетельства овладения собственным сложнейшим организмом, демонстрируемые ребенком после рождения, действительно заслуживают самого глубокого родительского уважения. В конце концов, обзавестись столькими чрезвычайно важными умениями за весьма небольшой, в общем-то срок, под силу далеко не всем взрослым. То ли, как говорится, еще будет!

Практические советы

Разговор с ребенком Больше всего ребенок любит слушать человеческий голос. Приветствуйте его, входя в комнату, и используйте любую возможность, чтобы поговорить с ним. Говорите громко, если вы хотите привлечь внимание малыша, и тихо, когда нужно его успокоить. Изменяя тембр голоса от низкого до высокого и наоборот, можно поддерживать интерес ребенка достаточно долго. Папины игры Мама и папа по-разному играют с ребенком. Поскольку каждый из них вносит что-то свое в общение с малышом, важно, чтобы они оба участвовали в его воспитании. Меняйте положение ребенка. Старайтесь располагать ребенка таким образом, чтобы его окружали самые разнообразные предметы. Например, если вы берете его на прогулку в автомобиле, положите на сиденье машины что-нибудь яркое, чтобы возбудить его воображение. (Каждый раз, когда вы вместе едете в автомобиле, не забывайте проверить, что в машине имеются все необходимые приспособления, обеспечивающие безопасность ребенка во время поездки.)

Во время кормления изменяйте положение ребенка. Если вы кормите ребенка из бутылочки, старайтесь делать это так, чтобы он видел окружающие предметы под разными углами зрения. Оберните бутылочку в ткань, и пусть малыш дотрагивается до нее во время еды. Чехол можно купить в магазине или сделать из носка яркой расцветки.

Перед тем как начать кормить ребенка, положите себе на плечо яркое цветное полотенце или накиньте яркий шарф. Ребенку понравится время от времени смотреть на ваше лицо, а затем на полотенце. Если вид яркой вещи отвлекает малыша, не показывайте ее, пока не закончите кормление.

Во время купания продолжайте делать ребенку массаж. Массируя его тельце, напевайте тихую колыбельную. Ваши прикосновения и пение позволят малышу расслабиться и почувствовать себя в безопасности. Выкупав и завернув малыша в полотенце, поиграйте с ним в прятки. (Спрячьте лицо за край полотенца, а затем выгляньте и скажите: “Ку-ку”.)

Повесьте несколько легких игрушек над детским пеленальным столиком. На некоторое время ребенок успокоится, занявшись изучением каждой игрушки. Подышите над руками и животиком ребенка, согрейте своим дыханием ручки и животик малыша. Сосредоточивая внимание на разных частях своего тельца, он лучше узнает себя.

Прикрепите к пластмассовому кольцу короткие цветные ленточки. Повесьте их рядом с детской кроваткой. Откройте окно или включите электрический вентилятор, так чтобы ленты развевались. Перед сном ребенку будет приятно понаблюдать за ними. Непродолжительный отдых Если у вас выдалась свободная минутка, отдохните вместе с ребенком. Удобно устроившись на кровати или мягком ковре, положите малыша себе на грудь. Ваше спокойное ритмичное дыхание успокоит малыша, и вы оба останетесь довольны проведенным вместе временем.

www.babyportal.ru

2

Второй месяц
Лежа на спине. У ребенка еще отмечается тенденция к согнутому положению; верхние и в особенности нижние конечности согнуты. С каждой новой неделей он начинает лежать, более растянувшись, руки разогнуты и отделены от туловища, а нижние конечности вытянуты, причем угол коленного сустава (между ляжкой и голенью) становится все более широким. Ребенок сучит то одной ножкой, то другой, редко обеими вместе. В начале 2-го месяца он лежит на спине в асимметричном положении: рука и голень с одного бока вытянуты, а с другого согнуты. Голова имеет тенденцию склоняться в сторону вытянутых конечностей. Лишь к концу 2-го и началу 3-го месяца ребенок, лежа на спине, принимает симметричное положение и начинает сучить одновременно обеими ногами.
Лежа на животе. Ребенок уже не сохраняет согнутое положение; грудная клетка вытянута, голова немного приподнята, не более чем на 45градусов. Плечи еще отогнуты назад. Руки вытянуты, но непостоянным образом, ребенок опирается на предплечья. Сохраняется флексия бедра (см. предыдущую статью) и эта физиологическая тенденция к сгибанию способствует несколько приподнятому положению ягодичной области. Ноги раздвинуты и повернуты наружу по отношению к бедру; временами ребенок сучит ногами поочередно. Лодыжки и ступни вытянуты.
Мышцы плеч и рук. Ребенок начинает поднимать и протягивать руки вдоль головы. До начала второго месяца ребенок все время держит руки сжатыми в кулачки. Ели кто-нибудь из взрослых вкладывает палец в ручку ребенка, последний сжимает кулак ещё сильнее. Постепенно, в течение 2-го месяца, пальцы ребенка разгибаются и к началу 3-го месяца обычно уже разогнуты.
Поддерживаемый подмышками, ребенок держит голову и шагает автоматически, опираясь на кончики пальцев, делая широкие отрывистые движения.

Речевое развитие
Лепет. В момент удовлетворения и веселья малыш издает несколько гортанных звуков, которые понемногу организуются в форме лепета. Ребенок произносит: а, е, о, у, ее. К концу 2-го месяца он связывает эти гласные с согласной “х” (ха, хо, хе). Смех еще гортанный и сопровождается движениями мышц, контролирующих мимику.
Крик. Крик малыша остается средством общения. Ребенок чувствует глобально (всем телом) и выражается также глобально: если малыш чувствует себя хорошо, не напряжен, то это выражается лепетом, улыбкой; если же он чем-нибудь недоволен или у него появляется беспокойство, то ребенок кричит. Если в течение 1-го месяца мать никак не может понять, что именно малыш ей хочет сообщить своим визгом, то теперь она уже начинает понимать своего ребенка, т. к. крик становится более дифференцированным:
крик от голода имеет повелительный характер, сопровождается сосательными движениями губ, вращением головы в поисках груди или соски. Он возникает примерно за четверть часа до момента кормления; ребенок немного успокаивается, затем опять начинает кричать с новой силой и перестает только тогда, когда мать начинает его кормить;
крик по поводу неудобства почти беспрерывный и имеет другой более неприятный тон; он сопровождается беспокойством и ребенок успокаивается лишь тогда, когда устранена причина неудобства (мокрые пеленки, слишком жарко, яркий свет);
крик по поводу колик бывает пронзительным, сопровождается движением сгибания коленей, беспокойством, выпусканием газов; эти приступы наблюдаются часто во 2-ом месяце и проходят примерно после 3-4 месяцев; – крик, предвещающий сон имеет более монотонный характер и возникает после периода бодрствования, в течение которого покой ребенка нарушается окружающими его лицами;
крик, выражающий желание только пошуметь и показать свою силу, происходит обычно вечером. Ребенок кажется довольным и все-таки крик возобновляется каждый день в одно и тоже время; ели ребенка берут на руки, он успокаивается, т.к. любит чувствовать тепло материнского тела, ее запах, ее объятия;
крик как признак тревоги появляется без видимой причины; мелкие успокоительные приемы остаются без результата.
Улыбка. К третьему месяцу жизни малыш уже научился улыбаться и делает это каждый раз, когда кто-нибудь наклоняется над его кроваткой. Он радуется любому предмету, напоминающему человеческое лицо. Он приветствует улыбкой куклу Буратино, маску колдуна, бумажную тарелку с нарисованными глазами. В этом возрасте малыш также учится произносить звуки. Этот этап развития начинается с невнятного “лепета”. Ребенок будет экспериментировать со звуками, произнося сначала “а-а-ее-ее” или “э-э”, повторяя их снова и снова. Увлеченный этим занятием, он будет спокойно лежать в кроватке и с удовольствием вслушиваться в звуки, которые сам произносит. Ребенок радуется, когда к игре присоединяются родители. Взрослый подражает-звукам, которые произносит малыш, а тот в ответ начинает “гулить”, и между ними завязывается своеобразная “беседа”. Родителям обычно нравится повторять мимику своего двухмесячного ребенка. Когда он открывает рот, мама вслед за ним делает то же самое. Если он прищуривает глаза, мама тоже прищуривается. Такое общение помогает ребенку лучше узнать себя. Теперь малышу требуется от взрослых не только еда и комфортность. Рожок уже не может заменить разговоров, прикосновения родителей — смеха, пения и т. д. Ребенок испытывает потребность в общении. Ему необходимо, чтобы с ним играли и реагировали на его действия. Родители, которые находят достаточно времени для разговоров, игр и занятий с ребенком, тем самым способствуют развитию у него социальных навыков.

Практические советы

Не кутайте ребенка Когда ребенок бодрствует, убедитесь в том, что он одет легко и удобно: чем меньше одежды, тем лучше. Не забывайте, что малыш ведет себя более активно, когда чувствует прохладу. Посадите ребенка в детское креслице Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок не скучал, когда он не спит. Попытайтесь сделать так, чтобы он мог видеть окружающие предметы с разных сторон. Изменяйте его положение, посадив, например, в специальный детский стульчик или креслице. Прислушайтесь к ребенку и ответьте ему Попробуйте подражать звукам, которые произносит ваш малыш. Послушайте, как он это делает, и повторите. Во время “разговора” старайтесь смотреть ему прямо в глаза. Пойте, занимаясь с ребенком Выучите несколько простых стишков и, используя знакомую мелодию, напевайте во время кормления, купания и упражнений. Игры с братьями и сестрами Пусть ребенок некоторое время побудет со старшей сестрой или братом. Их присутствие развлечет и обрадует малыша. Внимание, снимаем! Всегда держите под рукой заряженный фотоаппарат. Альбом с фотографиями — лучший способ проследить за тем, как день за днем растет ваш малыш, и запечатлеть счастливые моменты. Возьмите ребенка с собой Ребенок обрадуется, если вы возьмете его с собой в магазин или в гости к друзьям. Новые впечатления, незнакомые звуки и запахи будут способствовать развитию малыша.

www.babyportal.ru

3

Третий месяц

Многие малыши могут косить глазками, что естественно в таком возрасте. К 4 месяцу это исчезает. Особенно хорошо малыша развлекают подвижные игрушки, которые легко и плавно раскачиваются в воздухе. Важно, чтобы на игрушке было несколько четких деталей. Идеальное расстояние до игрушки 30-50см. Больше всего малыши любят круглые предметы, а их любимый цвет – красный, который запомнился еще со времени внутриутробного развития.

К концу 3 месяца, лежа на животике, малыш уже умеет опираться на предплечья и поднимать головку на 2-2,5 минуты.

Такая поза передоставляет крохе новые возможности развития! Он с интересом оглядывается и воспринимает окружающий мир под другим углом зрения. Более полная подвижность головки является для него большим неврологическим достижением!

На 10-12 неделе наиболее подвижные малыши начинают переворачиваться со спины на животик.

В этот период развивается так называемая “стабильность корпуса”, которая является основной предпосылкой для первых произвольных движений ребенка и основой для самостоятельной активности.

Пока малыш еще чаще всего лежит на спине, поскольку именно из этого положения ему потом будет удобнее всего садиться.

К концу 3 месяца кроха начинает все больше ощущать свое тело. Присмотритесь к нему – он лежит прямо на спинке, но при этом его носик, подбородок, грудина, пупок и лобковая кость образуют прямую линию. А ручками он играет перед своим лицом, рассматривает свои пальчики, ножки согнуты и немного подтянуты к пупку.

Ярко выражен комплекс "оживления" в ответ на обращенную к нему речь.

Малыш очень активно ищет глазами источник звука, улыбается в ответ на вашу улыбку. Эта улыбка уже называется “социальной”, потому что она возникает в ответ на человеческое лицо. Это огромный шаг крохи в области межчеловеческих отношений!

В конце 3 месяца у малыша должен исчезнуть рефлекс Моро.

Обратите внимание, что теперь, при внезапном воздействии света и звука, ваш малыш не будет несвязно сучить ручками и ножками. Играя с ручками, кроха одновременно сгибает и ножки.

На 8-12 неделе исчезает и рефлекс хватания. У крохи возникает сознательное произвольное хватание.

Примерно с 10 недели малыш начинает увлеченно играть со своими руками, перебирать пальчиками. Он пытается удержать игрушку, стремится что-то потрогать своими руками. Так создается связь между зрением и действием. Конечно, малыш не сразу сможет захватывать сам игрушку. Этому он научится постепенно.

При поддержке малыша под мышки, он уже уверенно опирается в течение 45-60 секунд.о твердую опору ступнями ножек, согнутых в тазобедренных суставах.

Малыш хорошо реагирует на звуки.

Если вы нежно возьмете малыша на руки и заговорите с ним, он будет очень внимательно изучать ваше лицо. Кроха всматривается в выражение вашей мимики, прислушивается к тональности вашего голоса, отличает громкость вашего обращения к нему. Если вы захотите изменить тон или громкость вашей речи, он зарегистрирует это.

www.bt-lady.com.ua

4

Четвертый месяц

Моторное развитие

Двигательная активность ребенка этого возраста значительно повышается. К этому возрасту ребенок самостоятельно переворачивается на живот из положения лежа на спине и на спину из положения лежа на животе. Лежа на животе он очень высоко поднимается на руках (практически на вытянутой руке) и начинает перемещаться по кругу, толкаясь руками и ногами, как бы «вертясь вокруг пупка». Кроме этого, он подтягивает ноги, поднимается на четвереньки и делает в этом положении раскачивающиеся движения. Лежа на спине ребенок подтягивается, ухватившись за бортик коляски или другой упор. Он способен сесть и даже встать, если ему дать возможность ухватиться за пальцы рук взрослого и подтянуться. Сидит ровно, но без поддержки или опоры заваливается на бок. Ребенку очень нравится сидеть, стоять и топтаться. Он стремится использовать любую возможность, чтобы встать вертикально, опираясь на свои ножки. Ребенок уверенно захватывает и берет рукой предметы, перекладывает их из руки в руку.

Психоэмоциональное развитие

В характере ребенка появляется больше уверенности и уравновешенности. Уходит в прошлое внезапный плач, который раньше мог появляться без видимых причин. Малыш проявляет значительно больше упорства в овладении теми или иными навыками, а также оптимизма, необходимого для достижения цели. Самостоятельным занятиям малыш может посвящать много времени (до 30 минут). Знакомство с окружающим и ориентация в пространстве. Совершенствуется ориентация в пространстве, малыш хорошо держит направление, знает расположение предметов в комнатах.

Знакомство со своим телом. Ощупывает свои ножки, захватывает и начинает сосать большие пальцы ног. Мальчики начинают захватывать свои гениталии.

Эмоциональное развитие. Звонко смеется, активно выражает радость и проявляет «важность» (делает вид, что он очень занят и не замечает маму, которая к нему обращается). Если малыша что-то заинтересовало, он складывает губки «хоботком», часто дышит и тянется к заинтересовавшему его предмету.

Нуждается в том, чтобы мама поддерживала все его «игры».

Общение и речь. Ребенок очень любит слушать обращенные к нему речи. Он провоцирует взрослого на общение, пытается «заговорить» с ним, проявляет инициативу, пытаясь «завязать беседу», и активно гулит. Появляется первая жестовая речь: малыш протягивает маме ручки, когда просит, чтобы она его взяла.

Уход

Вскармливание остается исключительно грудным, без введения воды и каких бы то ни было докормов. Малыш начинает заметно реже прикладываться к груди. Основные кормления связаны со сном: ребенок сосет перед сном, во время пробуждения и во время сна, как дневного, так и ноч¬ного. В связи с этим у него появляется довольно точный режим кормлений. Ребенок начинает наблюдать за едой взрослых и интересоваться, как они это делают: следит за руками, заглядывает в рот.

Поведение ребенка во время грудного кормления. Малыш во время кормления начинает прижимать материнскую грудь деснами, вызывая болезненные ощущения. Это первое действие ребенка, направленное на отделение своего «я» от «я» матери. Дискомфорт матери, ее поведение и даже вскрик помогают ребенку понять, что мать и он это не одно и то же — они чувствуют по-разному и по-разному себя ведут. Кроме этого, во время кормления ребенок начинает часто отвлекаться и отворачиваться от груди, демонстрируя свою важность, дескать, моя мама, моя грудь — никуда не денется. Это очень важный момент в поведении малыша, который следует поощрять. В этот момент нельзя убирать малыша от груди, обижаясь на него и считая, что он уже наелся и просто вредничает, или, считая, что он отказывается от груди. Напротив, сейчас он нуждается в дополнительных доказательствах в надежности матери, которые и следует предоставить. Если в такой момент мать не ждет ребенка и забирает грудь, он может разразиться плачем и безутешно обидеться.

Особенности сна и биоритмы. Может измениться режим дневного сна. Некоторые дети переходят на 3-разовый дневной сон.

Метеочувапвительностъ. У малышей более явственно может проявиться реакция на погоду. Например, в пасмурную погоду малыши становятся сонливыми и помногу спят или напротив, страдают плохим настроением и капризничают.


puzatiki.ru

5

Пятый месяц

Показатели развития

За этот месяц ребенок обычно добавляет в массе около 650 - 700 граммов, а в длину вырастает в среднем на 3 сантиметра. Увеличиваются окружности головы и груди - на 1 и 1,5-2 см соответственно. И, конечно же, отмечается поступательный прогресс в нервно-психическом развитии - иначе и быть не должно, вообще-то:)

К 5 месяцам большинство детей уже умеет выделять из своего окружения не только мать, но и просто знакомых людей. Если к сидящему на руках или лежащему в кроватке малышу подойдет хорошо знакомый ему взрослый, ребенок отреагирует комплексом оживления. Если же подошедшего человека он видит впервые, то реакция может быть совершенно другой - хмурое разглядывание, а то и вовсе плач. То же можно сказать и про звуки знакомых или незнакомых голосов: малыш прекрасно распознает голос матери, всячески его приветствуя и реагирует настороженностью (или безразличием) на звуки речи малознакомого человека.

Неплохо ориентируются пятимесячные дети и в эмоциональной окраске речи взрослого человека: улыбаясь в ответ на ласковое словесное обращение, малыши тут же начинают хмуро сосредотачиваться, если кто-то заговорил с ними строго. В конечном итоге маленький человек может обидеться и заплакать, поэтому проверка этого умения никому радости не доставляет.

Гораздо продуктивнее, чем раньше, ребенок пяти месяцев общается и с другими детьми - обнаружив их присутствие поблизости от себя, малыш старается "заговорить" с ними, дотянуться до "коллег", потрогать их руками, взять из рук другого ребенка игрушку. Просто поразительно, каким образом маленький человек предугадывает безопасность контакта именно с детьми - ведь по сути дела сколь нибудь значимых (в нашем понимании:) представлений о разнице между детьми и взрослыми у него еще нет...

Руки малыша стали еще более координированными - к концу пятого месяца жизни большинство детей уже способно взять из рук взрослого предложенную игрушку. Если эта игрушка удобна для взятия, разумеется. И достойна внимания маленького человека:) Мало того, малыш может еще и довольно долгое время удерживать эту игрушку в своей руке, подносить ее к лицу, рассматривать и тянуть в рот - естествоиспытатель от природы, что тут еще скажешь...

Обычно в этом возрасте дети умеют и любят подолгу лежать на животе, высоко подняв корпус и опираясь практически полностью выпрямленными руками. При этом они внимательно разглядывают окружающий мир, время от времени оглашая его любопытными певучими звуками - по прежнему преимущественно гласными. Гуление-свирель малыша становится все более интересной - запишите ее на пленку или какой другой носитель, и Вы не пожалеете впоследствии: разве не забавно было бы прослушать эту замечательную речь на грядущей свадьбе своего ненаглядного отпрыска?:)

Совершенствуются и так называемые "бытовые" навыки - значительная часть пятимесячных малышей уже умеет "правильно" есть с ложки. Во время проведения обучающего прикорма, многие дети способны снимать пищу с ложки губами и не выталкивать полугустую массу изо рта языком, как это делалось раньше, а медленно и с чувством ее жевать:) Впрочем, это умение вовсе не обязательно должно быть востребовано - если малышу по-прежнему хватает материнского молока, то введение прикормов может подождать.

Режим дня

В среднем 5 кормлен через 4 часа. Периоды бодрствования после кормления составляют 1,5-2 часа. Сон после бодрствования — 1,5-2 часа. Днем ребенок спит 3 раза. Ночной сон — 10-11 часов. Массаж и гимнастика

Физическое воспитание и уход

Изменяются возможности - значит, изменяются и потребности. Например, комплекс общеукрепляющих и развивающих упражнений, который использовался всего лишь месяц тому назад , уже безнадежно "устарел": родителям пора осваивать очередной . Потому что имеющиеся у малыша моторные умения требуют дальнейшего развития - на их основе в ближайшее время начнут формироваться новые навыки. Которые, кстати, также требуют соответствующего активного внимания родителей - в виде все того же освоения техники новых упражнений и развивающих методик . Говорят: "век живи - век учись". И если бы у тех "родительских университетов", что миллионы мам и пап заканчивают, так сказать, "без отрыва от производства", вдруг появились бы настоящие учебные аудитории, то этот лаконичный лозунг имел бы полное право красоваться в них на каждой без исключения стене - в силу своей непреходящей злободневности.

В это время у многих малышей назревают первые изменения в диете - обычно, начиная с возраста 4,5 месяцев, родители и педиатры начинают долгое и подчас изобилующее страстями обсуждение проблемы введения прикорма . Следует заметить, что в данном случае под прикормом понимается энергетически значимое количество пищи, по многим показателям принципиально отличающейся от грудного молока или адаптированной смеси. Следовательно, 12 капель (ну, или 10 миллилитров:) яблочного или какого-нибудь другого сока, которые к этому возрасту некоторые малыши уже получают (с легкой и нетерпеливой руки мамочек, беспокоящихся о правильном развитии вкусовой рецепции своих детей) здесь во внимание не принимаются. Речь идет о постепенном введении в рацион ребенка овощных или злаковых блюд, способных заместить собой целое кормление. И разговоры родителей и врачей на эту тему действительно чаще всего бывают отнюдь не простыми.

Причина столь жарких дебатов врачей и родителей заключается в том, что в настоящий момент в мировой педиатрии попросту не существует единого мнения по поводу сроков введения прикормов. Различные медицинские методические школы убедительно аргументируют и активно пропагандируют свои взгляды на эту проблему, в результате чего как конкретные практикующие врачи, так и мамы с папами могут запросто "не совпадать" по имеющимся у них представлениям о прикормах. Тема эта, как уже говорилось выше, действительно к простым не относится, а потому требует отдельного разговора. Поэтому здесь и далее в Календаре мы будем придерживаться позиции информирования наших читателей - с тем, чтобы они могли сами активно формировать свое собственное мнение о прикормах.

Итак, пятый месяц жизни. Большинство педиатрических школ - как отечественных, так и зарубежных - считает этот период вполне подходящим для введения так называемого обучающего прикорма. Цель последнего заключается, во-первых, в оценке физиологической готовности малыша к "плодотворному знакомству" с пищей, кардинально отличающейся от инфантильного типа питания (грудного молока или его высокотехнологичных заменителей). А во-вторых, такой прикорм играет роль своеобразного сенсорно-орального тренинга, позволяющего развивать вкусовую рецепцию и биомеханику "взрослого" типа питания. В качестве обучающего прикорма обычно используются пюрированные фруктовые блюда, количество которых составляет от 5 до 20 граммов на кормление. В принципе, обучающий прикорм полноценным прикормом назвать трудно - поскольку энергетически он не существенен, заместить собой молочное кормление не может, да и на ход естественного вскармливания практически никак не влияет.

Зато, если в ходе такого тестирования выяснится, что малыш еще не готов к приему полугустой и густой пищи (выталкивает ее языком, не совсем хорошо глотает и т.д.), всем сразу станет ясно, что любые разговоры о введении настоящих прикормов преждевременны. В этом, собственно и заключается главный плюс такого диетологического приема, как обучающий прикорм. Другое дело, что некоторые дети могут вполне удовлетворительно развиваться и на одном грудном молоке вплоть до восьмимесячного и даже более старшего возраста - а это значит, что в этих случаях вполне можно несколько повременить и с введением обучающего прикорма. Очевидно, что в решении таких проблем на первый план выходит индивидуальный подход - и потому мамам и папам лучше всего обзавестись грамотным педиатром-консультантом, не чуждым рационалистического плюрализма по отношению к детской диетологии. И тогда проблем будет гораздо меньше.

Обеспечьте работой зрительный анализатор ребенка - показывайте ему всевозможные предметы, различные как по форме, так и по окраске. В кроватке малыша или в манеже должны быть подвешены яркие ленты, и, конечно же, игрушки. Привлекательный внешний вид подвешенных разноцветных ленточек, погремушек, колокольчиков и т.д. не только заставляет ребенка внимательно рассматривать эти предметы, но и способствует развитию моторных умений - захватыванию рукой, например. По освоении ребенком навыка удерживать голову, носите его в вертикальном положении - так маленькому человеку видно гораздо больше, чем в положении лежа.

Крайне важно развивать у малыша и тактильную рецепцию кожи - умение оценивать предметы наощупь. Для этого полезно периодически предлагать ребенку для изучения не только пластмассовые погремушки, но и материалы самой разной фактуры - округлые и граненые деревянные предметы, лоскутки самой разнообразной материи (от шелка и кожи до парусины и велюра)... В общем, включите свою фантазию - только не забывайте о том, что давая малышу в ручки всевозможные предметы, следует предварительно позаботиться о санитарной безопасности последних.

www.eestimamki.ee

6

Шестой месяц

Показатели развития

Малыш легко переворачивается с живота на спину, может передвигаться, переставляя ручки и даже немного ползая. Кроха уже устойчиво сидит на маминой руке, однако большинство малышей еще не могут садиться самостоятельно. Не беспокойтесь — ребенок обязательно овладеет этим навыком, как только мышцы спины и позвоночник обретут необходимую силу.Не стоит торопить события, присаживая малыша, придерживая тельце подушками со всех сторон. Всему свое время !

Ребенок свободно берет игрушку из разных положений, долго ей занимается, перекладывая из одной ручки в другую, может поднять, если упала. Если поддерживать ребенка за руки, он встает и пытается переступать ножками. Ваш малыш начинает лепетать — то есть произносит отдельные слоги „на ", „ма ", „ба ". Сейчас малыш вступает в так называемый период подражания — поэтому будьте особенно внимательны к своему поведению в присутствии малыша, чтобы потом не удивляться, „откуда что взялось ". Кроха активно интересуется окружающим миром, начиная улавливать настроения близких людей.

Режим дня

В среднем 5 кормлен через 4 часа. Периоды бодрствования после кормления составляют 1,5-2 часа. Сон после бодрствования — 1,5-2 часа. Днем ребенок спит 3 раза. Ночной сон — 10-11 часов. Массаж и гимнастику проводите в период второго бодрствования — так удобнее. Гимнастические упражнения предваряйте, перемежайте и заканчивайте массажем (к растиранию и поглаживанию присоединяется поколачивание кончиками пальцев). К обычному комплексу добавь те очень важные упражнения : приса живание за отведенные ручки из положения лежа на спине (в конце месяца уже можно начинать использовать в этом упражнении небольшие кольца, кроха будет держаться не за ваши пальцы, а за них), переступание при поддержке за туловище, ползание на четвереньках и коленках. Повторяйте по 6-8 раз.

Физическое воспитание и уход

У большинства детей в это время начинают прорезываться зубки. У некоторых детишек такой процесс проходит гладко, и мама обнаруживает первый зубик случайно, а у других крошек может подняться температура и ухудшиться общее состояние. Однако, если у крохи появились рвота, понос, какие-то другие симптомы, не пытайтесь приписать это прорезыванию зубов, а вызовите врача. Частенько время первого зубика совпадает со временем и первых инфекций малыша. Как снизить неприятные ощущения? Нежно массируйте десны крохи чистым пальцем. Купите в аптеке специальные игрушки - прорезыватели, только внимательно следите за их чистотой.

Не стоит давать малышу в качестве массажера для десен корку хлеба или дольку яблока. Это опасно — кроха может подавиться!

Существуют специальные гели и пасты для детских десен, снижающие неприятные ощущения при прорезывании зубов. Если вы решили воспользоваться подобным средством, проконсультируйтесь с доктором и строго соблюдайте дозировку. Полугодовалый ребенок буквально смотрит вам в рот, когда вы едите. Его интерес к поглощению пищи окружающими просто огромен, при этом малыш всем своим видом показывает „Я тоже хочу !". Если вы еще не ввели прикорм — сейчас самое время познакомить малыша с овощными и фруктовыми пюре. Многие детишки во время еды с удовольствием залезают в тарелку ручками, расплескивая и размазывая содержимое. Не ругайтесь на крошку — ведь это так естественно, ребенок активно осваивает окружающий мир: какая каша на ощупь, теплая или холодная, а мисочка — твердая или мягкая? Дабы не ограничивать детский исследовательский дух, примите меры безопасности заранее.

Заботы и дела для мам и пап

Сейчас очень важный этап становления речи малыша. Говорите с ним почаще — и вы увидите, как кроха, подражая вам, будет пытаться произносить отдельные слоги и звуки. Кстати, сейчас самое время познакомить ребенка со .. нет ". Естественно, злоупотреблять им не стоит и, отказывая в чем-то малышу, не надо вдаваться в объяснения. Скажите ясно и четко „нет ". И стойте на своем, иначе маленький хитрюга быстро научится вить из вас веревки. Если вы уже купили с крупными, яркими картинками, можете начинать семейные чтения. Почаще в моменты бодрствования играйте с малышом — в веселые прятки, накрывая кроху (или себя) пеленкой, активно используйте в занятиях резиновые пищалки и заводные музыкальные игрушки.

Сейчас ребенок активно изучает окружающий мир, и родители стремят ся запечатлеть этот момент: приподнявшийся на ручках малыш широко раскрытыми глазками смотрит в объектив. Пощадите глазки ребенка — не снимайте кроху со вспышкой! Естественно, речь идет о ситуации, когда вы направляете камеру прямо на личико малыша. Это может повредить сетчатку детского глаза.

www.eestimamki.ee

7

Седьмой месяц

Показатели развития

Темпы роста и увеличения веса малыша несколько снижаются: в течение этого месяца кроха вырастает на 2 см, прибавляя в массе 600 г. Малыш уверенно поднимается на четвереньки, свободно ползает. Хорошо сидит. При желании кроха может наклониться и выпрямиться. Если вы поддержите малыша за ручки, он будет стоять ровно и переступать ножками. Теперь ребенку уже не интересно просто размахивать погремушкой, а вот стучать игрушкой о прутья кроватки или о другую игрушку — совсем другое дело! Если раньше малыш случайно ронял игрушки, то теперь он частенько бросает их специально. Наблюдая за крохой, вы заметите, что буквально с каждым днем он становится более ловким, увереннее владея своим телом. Например, когда ребенок случайно ляжет на жесткую игрушку, он не будет беспомощно плакать, а скатится с нее. Попробуйте произнести название какого-то крупного предмета, который находится на привычном месте ( например, стол ), и спросить „где ?". Кроха сразу найдет его взглядом. Если вы поднесете ребенка к зеркалу, он с интересом потянется к своему изображению.

Режим дня

В среднем 5 кормлений через 4 часа.

Периоды бодрствования после кормления составляют 1,5-2 часа.

Сон после бодрствования длится 1,5-2 часа. Днем ребенок спит 2-3 раза. Ночной сон — 10-11 часов.

Массаж и гимнастику проводят, как и ранее, в период второго бодрствования. Удельный вес массажа понемногу снижается, а доля разнообразных физических упражнений с постепенным усилением нагрузки — увеличивается Обязательно проводите закаливающие процедуры: начните с воздушных ванн продолжительностью 10-12 минут во время переодевания, затем в течение недели сухие обтирания фланелевой рукавичкой до слабого покраснения кожи, потом переходите к влажным обтираниям прохладной водой ( температура 35 °С ), постепенно снижая температуру до 30 °С.

Физическое воспитание и уход

Меню малыша постепенно расширяется. Дополнительно вводится мясное пюре — от 5 до 30 г. Для его приготовления используйте только нежирное мясо ( телятину, свинину, куриные грудки без кожи ), пропустив его 2-3 раза через мясорубку или измельчив в блендере. При отсутствии у ребенка аллергических проявлений мясное пюре можно смешать с овощным. Если кроха отказывается есть незнакомое блюдо, попробуйте небольшое количество смешивать с привычной пищей, постепенно увеличивая долю новой еды. Даже у капризулек на такой процесс привыкания уходит неделя. И хотя малыш еще не может четко произнести слова „да " и „нет ", в большинстве случаев он вполне способен донести до вас свое решение. . Кроха может оттолкнуть вас, если не расположен к нежностям, но особенно яро детишки отстаивают свое мнение за обеденным столом. Ротик плотно сжат, малыш прилагает все усилия, чтобы смахнуть тарелку на пол, упорно отворачиваясь от еды. И даже если вам удастся впихнуть в ребенка ложечку супчика, скорее всего, кроха немедленно его выплюнет. Что делать? Не вступайте в конфронтацию, но будьте тверды и последовательны! Попробуйте предложить ребенку попить из чашечки. Начать можно с маленьких объемов — рюмочки или крышечки. Чем раньше малыш осознает, что пьют не только из бутылочки, тем лучше для его общего развития. Обращайте внимание на то, сколько жидкости пьет ребенок в течение суток. У малышей недостаток жидкости может привести к серьезным нарушениям в организме. Поэтому в жаркий день, если кроха болен, сильно вспотел, занимаясь гимнастикой, не забудьте предложить ему водички. Сок не очень подходит для утоления жажды, он сытный и перебивает аппетит.

Заботы и дела для мам и пап

Самые лучшие игрушки для крохи в этом возрасте — разные по материалу, форме, устойчивости и тяжести: погремушки, коробочки, стаканчики, которые можно вставлять друг в друга, колокольчики, резиновые и пластмассовые куклы и животные, кольца с шарами, надувные мячи. У крохи сейчас преобладает веселое и бодрое настроение, он с удовольствием идет на контакт со взрослыми, легко узнавая знакомые лица. Не расстраивайтесь, если при виде нового человека ребенок пугается и начинает плакать — это нормально . Ведь теперь он так хорошо различает, кто „свой ", а кто — „чужой " ( пусть даже приехавший из другого города родной дедушка ). Кроха теперь подолгу лепечет, некоторые малыши даже могут повторять за взрослыми такие слова, как „бух ", „ау ". Поэтому, общаясь с ребенком, произносите слова четко, показывая рукой на предметы, — это стимулирует развитие речи. Обычно малыш сначала усваивает имена взрослых , названия окружающих его вещей и игрушек, а затем частей тела и лица. Не думайте, что включенный рядом с кроваткой радиоприемник поможет в освоении речи, наоборот — это чрезмерная нагрузка.

www.eestimamki.ee

8

Восьмой месяц

Показатели развития

Малыш самостоятельно встает, придерживаясь за прутья кроватки, садится и ложится. Кроха уже пробует ходить при поддержке за обе руки. Игрушками ребенок занимается долго, с явным удовольствием, подражает действиям взрослых — катает, стучит. Если предмет, привлекший внимание, находится вне зоны его досягаемости, ребенок прилагает массу усилий, чтобы его достать. Возникает видимый интерес при появлении новой игрушки, мимика крохи становится разнообразнее. На вопрос „где ?" ищет взглядом один или несколько предметов, находящихся на постоянных местах. По вашей просьбе малыш уже может разучить и выполнить простейшие действия: поиграть с вами в ладушки (с похлопыванием ладоней), дать ручку, сделать прощальный жест „до свидания ". Ребенок охотно общается со взрослыми, улыбается. Когда купается, кроха очень игрив и подвижен. Малыш сразу поворачивается на голоса родителей, чутко реагируя на эмоциональные оттенки голосов. В присутствии посторонних проявляет беспокойство, может испугаться и заплакать.

Режим дня

В среднем 5 кормлений через 4 часа.

Периоды бодрствования после кормления составляют 1 ,5-2 часа.

Сон после бодрствования 1 ,5-2 часа. Днем ребенок спит 3 раза. Ночной сон — 10-11 часов.

Очень большое значение имеет соблюдение режима дня. Постоянное повторение одних и тех же действий в определенное время способствует образованию так называемого динамического стереотипа. То есть обычные действия выполняются почти автоматически, с наименьшей затратой сил. Нарушение режима дня ведет к разладу в тонком биологическом ме- ханизме: малыш не желает ложиться спать вечером, а днем, наоборот, не хочет просыпаться, капризничает, плачет. Принимайте меры к усилению активного бодрствования по утрам и днем — проводите массаж, гимнастику. Они ускоряют обмен веществ, улучшают самочувствие.

Физическое воспитание и уход

В этом месяце малыш активно совершенствует двигательные навыки, потому старайтесь не ограничивать двигательную активность крохи. Не следует без острой надобности усаживать ребенка в стульчик. Пора купить малышу первые ботиночки. Если не хотите брать кроху с собой в магазин, поставьте ножку ребенка на лист бумаги, очертите ступню фломастером, а затем вырежьте получившуюся выкройку. При выборе обуви вложите стельку внутрь ботинка — это позволит определить, хорошо ли подходит малышу поперечный размер приглянувшейся обуви. Обратите внимание на подошву: она не должна быть скользкой (это приводит к падениям), лучше если она снабжена рифленым композитным накатом. Кроме того, подошва должна легко гнуться, буквально складываться пополам. Иначе походка у крохи сформируется не так, как надо. У внутреннего края подошвы в „правильной " обуви обязательно присутствует супинатор (небольшой бугорок), это убережет кроху от плоскостопия. Ортопеды считают, что задник должен быть цельным, без вырезов, что позволит лучше фиксировать ножку ребенка И не забудьте о небольшом каблучке (5-7 мм )! Сейчас для крохи самая интересная игра — ползать по маме с папой, исследуя руки, ноги, глаза, рот и прочие интересные вещи. Такие занятия, лучше проводить на полу и поручить; их папе, это способствует психологическому сближению с ребенком. Позаботьтесь о молочных зубках крошки. Не оставляйте малышу бутылочку с соком или чаем больше чем на 10-15 минут. Кислоты и сахар разъедают нежную эмаль молочных зубов. Кроме того, не облизывайте детскую ложку и соску, взрослые ( часто того не зная ) иногда являются носителями хеликобактера, вызывающего язву желудка.

Заботы и дела для мам и пап

Самое время проверить квартиру на безопасность. Маленькие ручки очень любят залезать во всякие дырочки, прежде всего в розетки — на них должны стоять заглушки. Если вы живете в загородном доме, позаботьтесь о том, чтобы проход к лестницам, печкам и каминам был надежно защищен. Если вы поднесете кроху к зеркалу, он с восторгом будет лицезреть свое отражение. Не обманывайтесь: пока еще малыш не понимает, что в зеркале — он сам. Однако отражение, которое улыбается, машет ручкой, его очень увлекает. Попробуйте купить в отделе игрушек небьющееся зеркало, этим вы доставите малышу много радости. Ребенок с большим интересом наблюдает за любыми вашими действиями: режете ли вы хлеб или убираетесь в комнате. Важно разговаривать с ним, комментируя свои действия, — это способствует развитию речи. Что делать, если кроха истошно вопит, демонстрируя характер, когда вы уходите в другую комнату? Если вы знаете, что малыш здоров, сух и сыт, предложите крохе игрушку, пусть займется ею. Постарайтесь совладать с собой и не бегите на каждый крик.

wwweestimamki.ee

9

Девятый месяц

Показатели развития

Малыш пытается стоять самостоятельно , без опоры. Правда , пока еще удерживать равновесие дольше нескольких секунд у него не получается. Ребенок уже может ходить, придерживаясь за бортик кроватки или манежа . Кроха легко встает из любого положения.

Ребенок уже выполняет различные сложные действия с разнообразными предметами и игрушками в зави симости от их свойств (открывает коробочки, катает шарики, перебирает кубики, собирает предметы). Если вы зададите малышу вопрос „где?" и назовете какой-нибудь знакомый предмет, то, независимо от местоположения этого предмета, ребенок сразу найдет его взглядом. Кроха уже хорошо знает свое имя! Сейчас детишкам очень нравится подражать взрослым

повторять за ними слоги, манеру говорить, интонации. Ребенок активно осваивает речь, пытается говорить слоги . Если малыш пьет из бутылочки, то уже сам держит ее и вынимает изо рта, заканчивая пить . Правда, первое время все же нужно следить за тем , чтобы кроха не захлебнулся . Ему очень нравится брать пищу руками, так что без расплесканных супчиков на кухне не обойтись .

Режим дня

В среднем 5 кормлений через 4 часа . Периоды одрствования после кормления составляют 2-2,5 часа. Сон после бодрствования длится 1,5-2 часа . Днем ребенок спит 2-3 раза. Ночной сон — 10-11 часов. Если вы поздно уложите кроху на дневной сон, не удивляйтесь, что ве чером маленький карапуз долго не сможет уснуть. Укладывать малыша лучше спустя полчаса - час после еды. Прислушайтесь к биоритмам крохи! Промежуток между окончанием второго дневного сна и началом ночного отдыха должен быть не менее 4 часов, иначе малыш просто не успеет как следует нагуляться! Кроме того, дети лучше засыпают, когда в комнате прохладно. Перед тем как укладывать кроху, проветрите помещение. Есть еще один секрет сладкого сна: попробуйте укладывать ребенка без одеяла, а потом, когда он уснет, осторожно укройте.

Физическое воспитание и уход

В рацион ребенка включаются все новые и новые блюда . Однако стоит повременить с расширением меню, если малыш болен, у него активно режутся зубки, если крохе только что сделали прививку, а также в знойную погоду. В жаркие дни выработка пищеварительных соков уменьшается, и еда, особенно незнакомая, плохо усваивается.

Сейчас крохе очень нравится быть в центре внимания — сидя на своем высоком стульчике, он активно общается со всеми членами семьи. Однако ребенок должен иметь „свои " часы — когда он будет играть один. Естественно, с игрушками. Кроха обожает бросать, так предоставьте ему резиновые игрушки, мячики, тряпичную куклу ( которую можно часто стирать ). Попробуйте прикрепить к перекладинам кроватки или манежа руль, издающий разные звуки, когда его крутят. Уже можно приобрести игрушки на колесиках ( лошадку, тележку ), которые к моменту активного хождения малыш будет толкать впереди себя.

Ребенка увлекает мир тихих звуков ( громкие его пока пугают ): что это там тикает на полке? что шуршит у мамы в руках? Смастерите для малыша погремушку из пластиковой бутылки, внутрь которой насыпьте песок или горох. Также на растерзание крохе можно отдать ненужную упаковочную бумагу ( газеты не подходят ) — малыши обожают рвать ее .

Если ребенок простудился , может случиться, что после пары часов сна он просыпается от сильного приступа кашля, голос у него резко садится, малышу не хватает воздуха. Это — приступ ложного крупа ( возникает примерно у 5% всех детей ). Не теряйте самообладания, вызовите врача, а сами с малышом на руках идите в ванную, откройте краны, влажный воздух смягчит раздраженную слизистую. Ножки крохи опустите в горячую воду .

Заботы и дела для мам и пап

Научитесь говорить правильное „нет ". Малыш должен знать, то позволено, а что нет. В таком возрасте это даже не вопрос воспитания , а вопрос детской безопасности. Обратите внимание, как именно вы произносите запрещающее „нет ". Лучше всего спокойно и твердо сказать: „Не трогай розетку , это — опасно ". Ведь если вы , улыбаясь , шутливо погрозив пальцем, проворкуете: „Слад кий мой, оставь, пожалуйста, розет ку в покое ", этим только собьете кроху с толку. Малыш, видя ваше ласковое лицо, не сможет понять суть запрета.

Поскольку сейчас вы включаете в меню малыша все больше фруктов и овощей, обратите внимание на посуду. Дело в том , что витамин С разрушается при соприкосновении с металлом . Поэтому нож должен быть из нержавеющей стали, терка — пластмассовой или стеклянной. Кроме того, не следует готовить детские пюре и каши в алюминиевой посуде — этот металл достаточно нестоек, а для малышей опасны даже минимальные его количества в пище . Отдайте предпочтение тефлоновой и эмалированной посуде, постоянно следя за целостностью внутренних покрытий .

www.eestimamki.ee

10

Десятый месяц

Показатели развития

За месяц малыш прибавляет около 500 г и 2 см роста. Это не много, однако физическое и психическое развитие идет рекордными темпами. С каждым днем разговаривать с крохой становится все интереснее. По вашей просьбе малыш готов выполнить множество действий — открыть, закрыть, вытащить или положить предметы в коробку. Если скажете: „Дай ", кроха с готовностью протянет знакомый ему предмет, сыграет с вами в прятки „ку - ку " и весело посмеется.

Малыш спокойно стоит без опоры, самостоятельно поднимаясь. Идет, придерживаясь за руку. Ребенка увлекают мелкие предметы, ему нравится их ощупывать и разглядывать. Мамы, осторожнее: никогда не знаешь, куда кроха может засунуть пуговицу или бусинку! Карапуз уже может показать пальчиком на то, что ему интересно и что он хотел бы получить (причем немедленно!). Освоение указательного пальчика как средства познания окружающего мира — настоящий прорыв. Правда, иногда пальчик может попасть вам в глаз ... Будьте осторожнее! Малыш заметно радуется при успехе и огорчается при неудаче.

Режим дня

В среднем 5 кормлен, через 4 часа. Периоды бодрствование после кормления составляют 2-2,5 часа. Сон после бодрствования 1,5-2 ча са. Днем ребенок спит 2-3 раза. Ночной сон — 10-11 часов. Гимнастические занятия удобнее проводить во второй период бодрст вования, примерно через час после того, как малыш поел. Во время гимнастики активно используйте различные предметы: палочку, мячик, кольца. Последние способствуют укреплению мышц кистей и предплечий. Палочка станет прекрасным тренажером для упражнений ногами —кроха, лежа на спине, попробует ее достать. Хотя малыш еще не умеет ловить мячик, он с удовольствием его бросает. Кроме того, вы можете, сидя на полу, катать мячик друг другу. Не забывайте, что к концу ваших спортивных занятий малыш не дол жен сильно уставать.

Физическое воспитание и уход

Если у вас еще есть молоко, постарайтесь, чтобы день малыша начинался с грудного кормления Даже если молока немного, оно оказывает на желудочно-кишечный тракт ребенка поистине благотворное воздействие. Меню крохи расширяется: если нет аллергических проявлений, малыша можно угостить блюдами из рыбы нежирных сортов (трески , морского окуня).

Иногда кажется, что кроха готовится стать настоящим акробатом, не правда ли? Как же иначе объяснить эту любовь к преодолению всевозможных препятствий — ступенек, табуреток, стульев? Не переживайте — это возрастная норма. Посодействуйте малышу, постройте для него город из диванных подушек на полу. Так вы будете уверены, что ребенок не поранится. Синяки и шишки в этом возрасте не редкость. Ничего не поделаешь — кроха осваивает пространство, приобретает свой жизненный опыт.

Если вы вдруг заметили, что ребенок морщится при глотании и отказывается от еды, словно ему больно глотать, беспричинно ( как вам кажется ) плачет по ночам, — будьте настороже! Так у малышей начинается воспаление среднего уха — отит. У детей раннего возраста евстахиева труба, соединяющая ухо с носоглоткой, очень короткая. Поэтому даже при банальном насморке и чихании есть опасность, что инфекция проникнет в среднее ухо и станет причиной отита.

Ребенок по-прежнему тянет все в рот — здесь уж ничего не поделаешь. Ваша задача — проследить, чтобы мелкие, колющие и прочие опасные предметы были вне зоны детской досягаемости. Отдельная комната крохе пока не так уж и нужна, а вот определенное место, где бы малыш мог ползать без опаски наткнуться на грязную обувь или электрические розетки, — обязательно .

Заботы и дела для мам и пап

Вы можете заметить, что малыш начал пугаться каких - то обычных (и совсем не страшных, на ваш взгляд) предметов — например, маминого вязаного шарфа или папиной барсетки. Не стоит увещевать кроху (он еще слишком мал) или силой запихивать ему в ручку „страшную " вещь ( кроме криков, ничего не бу дет). Лучше покажите малышу ... представление. Призовите на по мощь все таланты, постепенно обыграйте знакомство с шарфом, водрузите его себе на шею, погладьте шарф сначала своей рукой и только потом вместе с ручкой малыша. Кстати, если вы сами побаиваетесь, скажем, пауков или ос, не стоит при ребенке слишком ярко демонстрировать свои эмоции — дети быстро перенимают поведение взрослых. Будьте спокойны и последовательны. У некоторых малышей ножки кажутся очень кривыми. Существует мнение, что это связано с тем, что ребенок слишком рано встал на ножки. Это не так, кривизна может быть следствием положения в матке, ко второму дню рождения все исправится. Правда, поделиться своими наблюдениями с врачом тоже нелишнее — иногда такое искривление может быть следствием рахита.

www.eestimamki.ee

11

Одиннадцатый месяц

Показатели развития

На одиннадцатом месяце жизни здоровый малыш окончательно и бесповоротно "записывает" радость общения с другими детьми в Список Самых Главных Радостей Жизни. Бурная положительная реакция маленького хозяина в случаях, когда к нему в гости приходит другой малыш, является лучшим тому свидетельством. Так же, как и не менее бурная отрицательная реакция на уход гостя:) Кстати, в этом возрасте эмоциональная реакция ребенка на разных детей существенно варьирует: малыши, которые относятся к категории "старых добрых знакомых" вызывают почти исключительно позитивные эмоции, в то время как дети незнакомые чаще всего удостаиваются настороженно-изучающего взгляда. В первые секунды встречи, по крайней мере.

Заметно увеличивается объем разученных малышом действий с игрушками и бытовыми предметами - если мамы и папы не жалели своего времени на это разучивание, конечно же. Только от взрослых, постоянно пребывающих рядом с малышом, зависят умения одиннадцатимесячного человека - начиная от умения нанизывать кольца разбирающейся пирамидки на ее стержень и заканчивая умением подкрашивать кукле губы маминой помадой:) Дети этого возраста могут многое, причем выполняют они освоенные действия как по своему желанию, так и по инструкции, полученной от взрослого - благо, что развитие сенсорной речи ребенка продолжает идти стремительными темпами. В это время многие малыши, к восторгу родителей, уже демонстрируют первые признаки умения обобщать - например, в ответ на просьбу "принести маме мячик" ребенок может запросто принести любой из имеющихся поблизости он него мячей, а не только тот, с которым он обычно играет.

К концу 11-го месяца многие малыши уже довольно уверенно пользуются несколькими простыми в произношении нормальными или "облегченными" словами (вроде "дай","би-би" или "ам-ам"). Не говоря уже о том, что теперешний лепет ребенка является куда более разнообразным и сложным, чем тот, которым он пользовался каких-то пару месяцев тому назад.

Продолжают прогрессировать моторные умения ребенка - все его движения становятся более координированными и уверенными, а уровень активности постоянно растет. К концу этого месяца все большее и большее количество малышей пополняет славные ряды "прямоходящих" - но если Ваш ребенок до сих пор не освоил этого умения, нет ни малейшего повода для беспокойства. Отнюдь не все должны непременно быть "молодыми да ранними".К концу одиннадцатого - началу двенадцатого месяцев жизни малышу "официально положено" уметь самостоятельно стоять на расставленных ногах в течение всего лишь 20-30 секунд.Кстати, если Вам посчастливится застать ребенка во время такого стояния, самому оставаясь незамеченным, не откажите себе в удовольствии понаблюдать за ним. Такой насыщенной страстями пьесы Вы не увидите ни в одном театре мира: в лице, глазах, самом существе маленького актера четко прописываются желание, сомнения, решимость... Далее либо последует дерзкий первый шаг, либо малыш вновь опустится на пол. В этой мини-пьесе - вся наша жизнь. Впрочем, пора возвращаться к нервно-психическому развитию ребенка одиннадцати месяцев:)

Собственно, нерассмотренными остались лишь так называемые "бытовые" навыки малыша этого возраста. Относительно этих навыков можно сказать лишь, что степень их развития прямо зависит от количества времени, потраченного родителями на обучение малыша. Обычно к концу 11-го месяца многие дети уже довольно уверенно пользуются чашкой или пиалой - берут ее двумя руками, самостоятельно делают несколько глотков и ставят на стол. Ну, могут и уронить, конечно - не без этого. Умение пользоваться ложкой несколько менее совершенно - но в конечном итоге чьей-то ротовой полости этот инструмент, данный в руки малыша, все же достигает:) Если Вы желаете "подтянуть" умение ребенка пользоваться ложкой, попробуйте во время еды поставить перед ним большое зеркало. Хотя - стоит ли торопиться? Впереди у малыша целая жизнь и уж чего-чего, а времени для овладения навыком "работы" ложкой у него более, чем достаточно:)

Режим дня

В среднем 5 кормлен, через 4 часа. Периоды бодрствование после кормления составляют 2-2,5 часа. Сон после бодрствования 1,5-2 ча са. Днем ребенок спит 2-3 раза. Ночной сон — 10-11 часов. Гимнастические занятия удобнее проводить во второй период бодрст вования, примерно через час после того, как малыш поел. Во время гимнастики активно используйте различные предметы: палочку, мячик, кольца.

Физическое воспитание и уход

В диетической "гонке" все идет своим чередом: в данный момент на финишную прямую выходит основная масс ее участников. Под финишем в данном случае понимается практически полный переход ребенка с грудного вскармливания на питание продуктами "взрослого" типа. Отдельные маленькие "спортсмены", в силу ряда обстоятельств и против своей воли вынужденные стать "лидерами", завершили эту "гонку" уже давно, многие делают это именно сейчас - пюре, каши, фрукты и кисломолочные продукты медленно, но верно вытесняют грудное молоко из рациона все большего количества малышей. Оставшиеся в меньшинстве одиннадцати-двенадцатимесячные "аутсайдеры" будут еще долго бороться за право на хотя бы символическое кормление из материнской груди. Остается только пожелать им успеха: что поделать, если в вышеозначенной "гонке" по сравнению с настоящими спортивными гонками все обстоит наоборот и аутсайдером быть несколько выгоднее, чем лидером:)

В это время педиатры обычно рекомендуют переходить к последнему, пятому по счету, комплексу физических упражнений, рассчитанных на малыша первого года жизни - так что, милости просим , дорогие мамы и папы.

Заботы и дела для мам и пап

Совершенно не переживая по поводу упреков в неоригинальности, спешим объявить: и этот месяц в медицинском плане ничем не примечателен. За исключением разве что ставшего привычным планового визита к педиатру. Впрочем, этой непримечательности можно только порадоваться. Что мы и делаем - вместе с родителями здоровых одиннадцатимесячных малышей.

wwweestimamki.ee

12

Двенадцать месяцев

Показатели развития

За этот месяц кроха вырастет всего на 1 см , а вес его увеличится на 350 граммов. Окружность грудной клетки должна быть на 2 см больше окружности головы. Если, померив малыша вы обнаружили какие-то отклонения, сообщите об этом доктору. Кроха начинает самостоятельно ходить, приседает и выпрямляется без опоры, наклонившись , может поднять с пола предмет. Карапуз отдаст вам игрушку, если его об этом попросить. Ребенок выполняет разученные действия с игрушками ( катает, кормит ). Может перенести действия, разученные с одним предметом, на другой. Например, научившись кормить куклу, он с успехом проделает это же действие и с вами, и с остальными игрушками. Малыш активно осваивает речь. В его лексиконе появляются двусложные слова ( около десяти ). Ваш кроха уже может выполнять простейшие поручения! „Принеси ", „отдай ", „найди " — такие слова должны быть частыми гостями в общении с малышом. Ведь кроха понимает ( уже без предварительного показа ) названия предметов, действий, имена взрослых .

Режим дня

В среднем 5 кормлений через 4 часа. Периоды бодрствования после кормления составляют 2-2.5 часа. Сон после бодрствования 1,5-2 часа. Днем ребенок спит 2 раза. Ночной сон — 10-11 часов.

Не спешите переводить малыша на четырехразовое кормление. Это чрезмерно увеличивает объем пищи, перегружая желудочно - кишечный тракт, что может быть чревато поносом, рвотой. Если все в порядке, постепенно после года переводите кроху на четырехразовый режим. Меняется режим распределения твердой и жидкой пищи. Утром предпочтительнее плотная еда, например каша ( овсяная, гречневая, рисовая, манная ). Кефир же „перемещается " на полдник, то есть на третье кормление. Суточный объем пищи ребенка должен составлять 1200 мл . Так что примерно прикидывайте, когда и сколько съел кроха.

Физическое воспитание и уход

Когда ваш малыш делает что-то неуверенно — ходит, взбирается на кресло или ступеньки, — не переживайте. Это — не отставание в развитии. Скорее всего, у ребенка еще свежи неприятные воспоминания , когда он свалился с дивана и ушибся. Поэтому, если кроха боится оторваться от вашей руки, предложите ему пластмассовую палочку. Пусть „держится " за нее.

Конечно, вы с первых дней купаетесь в ванне, играете, однако именно сейчас наступает время, когда кроха может самостоятельно там сидеть. Мы советуем приобрести специальный стульчик для купания, так вы будете чувствовать себя спокойнее. Настало время водных игр! Резиновые утята и рыбки — это здорово, но не меньшее удовольствие малышу доставят пустые стаканчики из под йогурта, маленькие пластиковые бутылочки ( в крышках проделайте гвоздиком пару дырочек, получатся веселые брызгалки ), пластмассовые емкости разнообразных форм и расцветок. Ни при каких обстоятельствах не оставляйте малыша одного в ванне. Пусть разрывается от звонков телефон, убегает на плите суп — здоровье ребенка дороже. Малыш может утонуть, даже если уровень воды в ванне не превышает нескольких сантиметров. Несмотря на то что ваш ребенок очень подвижен, не забывайте о гимнастике. Она выполняет регулирующую и координирующую функцию в развитии движений. Малышу очень нравится наблюдать за тем, как движутся по улице люди, как бегают собачки во дворе. Не лишайте его этого удовольствия. В конце первого года вы с крохой обязательно должны посетить детскую поликлинику. Доктора, осмотрев малыша, подведут итоги психического и физического развития в грудничковый период.

Заботы и дела для мам и пап

Наступило время, когда мамочка будет разрываться на части между радостью и раздражением. С одной стороны, малыш горит желанием помогать вам по хозяйству. Понятно, что пока это чревато разрушениями. С другой — так забавно наблюдать, как усердно кроха копирует ваши движения! Найдите компромисс: конечно, поручать ребенку вытирать тарелки еще рановато, а вот повозить чистой тряпочкой по дверце холодильника, когда вы занимаетесь разморозкой, — в самый раз.

Приобретите малышу развивающую игрушку — ящичек с прорезями различных форм, а к нему всевозможные детали. Сначала кроха будет пытаться втиснуть цилиндр в треугольное отверстие, однако через некоторое время карапуз станет настоящим асом. Решили устроить празднование первого дня рождения? Прекрасно! Только не забудьте простое правило: количество приглашенных карапузов должно равняться числу лет именинника. Так что приберегите сценарий веселого детского праздника на пару лет. Пока маленький именинник еще толком и не понимает, что происходит. Пригласите бабушек и дедушек, пусть это будет семейный праздник .

www.eestimamki.ee